Рождение третьего автора: стилеметрический анализ рассказов Онорио Бустоса Домека
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 51-78
- DOI:
- EDN:
- Автор: Ковалев Б.В.
- Об авторе:
Борис Вадимович Ковалев, лаборант-исследователь, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7–9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия; член Союза писателей Санкт-Петербурга.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1904-1844
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена стилеметрическому анализу рассказов, написанных Хорхе Луисом Борхесом и Адольфо Биоем Касаресом под общим псевдонимом Онорио Бустос Домек. Ставится два вопроса: 1) отличается ли стиль Бустоса Домека от манеры письма Борхеса и Биоя Касареса? 2) какова доля влияния каждого из соавторов на формирование стиля Бустоса Домека? Для решения исследовательских задач используется Delta Берроуза –– один из наиболее надежных на сегодняшний день стилеметрических инструментов; а также метод опорных векторов (англ. Support Vector Machine) –– распространенный метод машинного обучения, который применяется для решения задач классификации. Выясняется, что стиль Бустоса Домека отличается от стиля рассказов Борхеса и Биоя Касареса. Однако в текстах Бустоса Домека преобладает авторский сигнал Биоя Касареса, что выявляется на основе как стилеметрического, так и историко-литературного анализа. Влияние Борхеса более отчетливо проявляется только в первых рассказах (1940-е гг.), когда Биой Касарес учится у Борхеса, и во второй половине 1960-х гг., в пору серьезных эмоциональных потрясений Борхеса, а также его мирового признания. Анализ тематики рассказов, где преобладает авторский сигнал Борхеса, также подтверждает результаты стилеметрических экспериментов: рассказ «Долгие поиски Тай Аня» (“La prolongada busca de Tai An”), как и первые тексты сборника «Хроники Бустоса Домека» (Crónicas de Bustos Domecq) «Дань почтения Сесару Паладиону» (“Homenaje a Cesar Paladion”), «Вечер с Рамоном Бонавеной» (“Una tarde con Ramon Bonavena”) и другие действительно соответствуют поэтике Борхеса.
- Ключевые слова: Хорхе Луис Борхес, Адольфо Биой Касарес, Бустос Домек, латиноамериканская литература, стилеметрия, Delta, SVM, Rolling stylometry, машинное обучение.
- Для цитирования:
Ковалев Б.В. Рождение третьего автора: стилеметрический анализ рассказов Онорио Бустоса Домека //Литература двух Америк. 2024. № 16. С. 120–146. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-16-120-146
- Список литературы:
Вапник 1979 — Вапник В.Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным. М.: Наука, 1979. 448 с.
Великанова, Орехов 2019 — Великанова Н.П., Орехов Б.В. Цифровая текстология: атрибуция текста на примере романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Мир Шолохова. Научно-просветительский общенациональный журнал. 2019. № 1. С. 70–82.
Двинятин, Ковалев 2024 — Двинятин Ф.Н., Ковалев Б.В. Романы Владимира Набокова в контексте русской межвоенной прозы: стилеметрический аспект // Новый филологический вестник. 2024. № 1 (68). С. 203–216. https://doi.org/10.54770/20729316-2024-1-213
Ковалев 2023 — Ковалев Б.В. Delta и «бум»: романы Марио Варгаса Льосы через призму стилеметрии // Литература двух Америк. 2023. № 15. С. 116–141. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-15-116-141
Маслинский 2022 — Маслинский К.А. Уточненная цифровая текстология: еще раз к вопросу об авторстве романа «Тихий Дон» // Русская литература. 2022. № 1. С. 247–254. https://doi.org/10.31860/0131-6095-2022-1-247-254
Орехов 2020 — Орехов Б.В. «Илиада» Е.И. Кострова и «Илиада» А.И. Любжина: стилеметрический аспект // Аристей. 2020. Т. XXI. С. 282–296.
Орехов 2021 — Орехов Б.В. Текст и перевод Владимира Набокова через призму стилеметрии // Новый филологический вестник. 2021. № 3(58). С. 200–213.
Петров, Марусенко и др. 2019 — Петров В.В., Марусенко М.А., Пиотровская К.Р., Маньяс И.Н., Мамаев Н.К. Об авторстве «писем Берии из заточения» // Вестник СПбГУ. Право. 2019. Т. 10. № 3. С. 586–605.