Номер журнала:

№16 2024

УДК / UDK: 821.111(73).0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-16-103-119

EDN:

https://elibrary.ru/JASRGL

Автор: Гирин Ю.Н.
Об авторе:

Юрий Николаевич Гирин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы имени А.М. Горького, ул. Поварская, 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000–0002-3251–0641

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье рассматривается специфика поэтики одного из крупнейших поэтов Чили ХХ века — Пабло де Роки в соотнесенности с поэтикой его соотечественника и современника Пабло Неруды. Оба поэта принадлежали к эстетике авангарда в его латиноамериканском изводе, оба пользовались огромной известностью и разделяли общие идеологические взгляды, но при этом были диаметрально противоположны как в человеческом, так и в художественном измерениях. Пабло Неруда был великим собирателем вещей мира; Пабло де Рока, известный под псевдонимом «дружище Камень», в отличие от Неруды, ни камней, ни домов, ни прочих атрибутов земного бытия, не собирал. При этом его поэзия исполнена запахом степных трав, дымных ночных костров, она необычайно вещна. Отличие одного «вещного» Пабло от другого в том, что де Рока занят не просто называнием вещей, не окликанием их, но именно их сотворением, именованием, номинацией, созданием нового мира. Поэтому столь тяжела, груба, шершава его косная поэтическая материя — это камни слов, которые он громоздит, не заботясь о красоте и внятности. Если П. Неруда поэтизирует каждое свое душевное движение, любую случайную мысль, сколь незначительной она бы ни была, делая их материалом и предметом художественного высказывания, то де Рока не пропускает свои эмоции сквозь фильтр эстетизации — он буквально исторгает их из своего нутра и напрямую обращает в словесную материю в самой изначальной, неопосредованной и необработанной форме. Главное, что отличает де Року от Неруды — это глубокий трагизм мироощущения и поэтического письма. Сопоставление двух поэтов позволяет прийти к выводу о том, что Пабло Неруда и Пабло де Рока представляют собой две противоположные версии одного типа творческой личности, чрезвычайно схожих в своей взаимной несхожести.

Ключевые слова: поэзия Чили, авангард, Пабло Неруда, Пабло де Рока, эстетика, поэтика, трагизм, творческая личность.
Для цитирования:

Гирин Ю.Н. Пабло де Рока и Пабло Неруда, или О несходстве сходного // Литература двух Америк. 2024. № 16. С. 103–119. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-16-103-119  

Список литературы:

Гирин 2010 — Гирин Ю.Н. Авангард в Испанской Америке // Авангард в культуре ХХ века (1900–1930 гг.). Теория. История. Поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 2. С. 496–535.

Гирин 2005 — Гирин Ю.Н. Пабло Неруда // История литератур Латинской Америки. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 5: Очерки творчества писателей ХХ века. С. 106–157.

Межиковская 2004 — Межиковская Т.И. Литература Чили //История литератур Латинской Америки. М.: ИМЛИ РАН, 2004. Т. 4: ХХ век: 20–90-е годы. Ч. 2. С. 512–568.