Номер журнала:

№15 2023

УДК / UDK: 821.111(73).0+821.161.1Р.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-15-142-163

EDN:

https://elibrary.ru/WRJIKC

Автор: Николаев Д.Д.
Об авторе:

Дмитрий Дмитриевич Николаев, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8449-4682

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматривается американский период жизни В.И. Рындзюна и его творчество в качестве американского писателя и журналиста. Владимир Рындзюн начал печататься в России еще до революции, а в начале 1920-х гг. стал известен под псевдонимом «А. Ветлугин» благодаря публикациям в эмигрантских газетах и вышедшим в Париже и Берлине книгам. В 1923 г. он приплывает в США вместе с С. Есениным и А. Дункан и решает остаться в Америке навсегда. В американскую журналистику и американское кино он вошел как Voldemar Vetluguin, а в американскую литературу в первую очередь как Frederick Van Ryn. Новый псевдоним должен был отражать новую авторскую проекцию, уже никак, в том числе и языком, не связанную с Россией. Особенности образа автора, связанные с появлением нового псевдонима, анализируются на основе выявленных англоязычных публикаций В.И. Рындзюна в популярных американских журналах. Осенью 1933 г. эссе “There’s No Repealing Tastes”, подписанное псевдонимом Frederick Van Ryn печатается в первом номере журнала Esquire вместе с произведениями Хемингуэя, Дос Пассоса, Колдуэлла и др. После того как в 1934 г. он как Voldemar Vetluguin становится одним из редакторов RedBook Magazine, использование псевдонима Frederick Van Ryn помогает также различать редакторскую и писательскую ипостаси в рамках одного издания. Под именем Frederick Van Ryn он сотрудничает и в других изданиях: целый ряд публикаций появляется в 1940-е гг. в журнале Liberty — в основном они связаны с кино. Новый псевдоним позволяет реализовать в США иную авторскую стратегию, но в основе своей она отражает общие принципы системы авторских масок / проекций, которую можно назвать художественной основой творчества и «жизнетворчества» В.И. Рынздюна / Voldemar’а Vetluguin’а.

Ключевые слова: Владимир Рындзюн, Ветлугин, Frederick Van Ryn, фельетон, эссеистика, литература русской эмиграции, американская проза XX в., Esquire, Voldemar Vetluguin, «бульварное чтиво», RedBook Magazine, Liberty.
Для цитирования:

Николаев Д.Д. Ветлугин как Frederick Van Ryn: об американской «проекции» Владимира Рындзюна // Литература двух Америк. 2023. № 15. С. 142–163. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-15-142-163

Список литературы:

Белобровцева 2016 — Белобровцева И.З. М. Булгаков и А. Ветлугин // Псевдонимы русского зарубежья: материалы и исследования / под ред. Манфреда Шрубы и Олега Коростелева. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 149–163.

Вдовин 1977 — Вдовин В. Письма к Сергею Есенину // Вопросы литературы. 1977. № 6. С. 234–235.

Николаев 2000a — Николаев Д.Д. Ибикус, или Жизнь и смерть А. Ветлугина // А. Ветлугин. Сочинения: Записки мерзавца. М.: Лаком, 2000. С. 5–38. (Литература русского зарубежья от А до Я).

Николаев 2000b — Николаев Д.Д. Комментарии // А. Ветлугин. Сочинения: Записки мерзавца. М.: Лаком, 2000. С. 378–461. (Литература русского зарубежья от А до Я).

Николаев 2008 — Николаев Д.Д. А. Ветлугин // Литература русского зарубежья. 1920–1940. М.: ИМЛИ РАН, 2008. Вып. 4. С. 269–308.

Толстая 2006 — Толстая Е. Постскриптум к теме “Ветлугин и Алексей Толстой” // Toronto Slavic Quarterly. 2006. № 18. http://sites.utoronto.ca/tsq/18/tolstaya18.shtml (дата обращения: 20.05.2023).

Устинов 2016 — Устинов А. Биография как сюжет: «американская мечта» А. Ветлугина // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 224–239.