Номер журнала:

№12 2022

УДК / UDK: 82.01/09+82.1/29
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-12-37-50 

EDN:

https://elibrary.ru/RTQFUE

Автор: Швец А.В.
Об авторе:

Анна Валерьевна Швец, кандидат филологических наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1492-2511

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В центре статьи — влияние У. Уитмена на И. Терентьева, тифлисского футуриста второго ряда, ученика А. Крученых. Во время пребывания в Грузии с И. Зданевичем и А. Крученых (с 1917 по 1920 гг.) Терентьев писал сборники стихов, которые отличаются необычным типографским оформлением, призванным усилить поэтический эффект. В одной из этих книг («17 ерундовых орудий») упомянуто имя Уитмена, и статья сосредоточена на раскрытии этой связи. В статье обсуждаются подходы Уитмена и Терентьева к проблеме означивания в поэзии. Уитмен не только видоизменяет природу поэтического означающего, но и стремится сделать его неотделимым от означаемого, уравнивая объекты и имена. Подобный семиотический подход можно истолковать через призму оппозиции, предложенной Г.У. Гумбрехтом («эффект присутствия» — «эффект значения»). Эффект присутствия трактуется как «материальные условия коммуникации...все феномены и условия, способствующие возникновению значения (смысла), но не являющиеся значением сами» [Gumbrecht 2004: 8]. Уитмен пытается интегрировать и «эффекты значения», и «эффекты присутствия» в тело поэтического знака. Терентьев вычленяет эту поэтическую установку, нацеленную на «овеществление» означающего, и пытается разработать оригинальную творческую программу на основе этой установки. Терентьев использует уитменовский поэтический семиозис так, что семиозис определяет поэтику футуриста: поэт создает техники творческого письма, нацеленные на прямую коммуникацию смысла, в обход семиотических субститутов.

Ключевые слова: авангард, экспериментальная поэзия, эффект присутствия, Уолт Уитмен, Игорь Терентьев.
Для цитирования:

Швец А.В. «Без единого эпитета, без метафор, без желания символизироваться перед зеркальным шкафом»: эхо Уолта Уитмена в поэзии Игоря Терентьева // Литература двух Америк. 2022. № 12. С. 37–50. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-12-37-50 

Список литературы:

Кибрик 2022 — Кибрик А. Дейксис // Энциклопедия Кругосвет: универс. науч.-поп. энцикл. 1997–2022. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DEKSIS.html (дата обращения: 24.02.2022).

Терентьев 1919 — Терентьев И.Г. 17 ерундовых орудий. Тифлис: Тип. союза городов респ. Грузии, 1919. 32 с.

Швец 2019 — Швец А.В. «Не все вещи равны»: поэтика нью-йоркского имажизма // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 282–296.

Швец 2015 — Швец А.В. Словесный жест как возможность прямой транскрипции опыта // Новое литературное обозрение. 2015. № 5 (135). С. 37–43.

Якобсон 1975 — Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230.