Номер журнала:

№ 13 2022

УДК / UDK: 821.111.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-177-206 

EDN:

https://elibrary.ru/UQUAQN

Автор: Кобахидзе Т.Д.
Об авторе:

Темур Демнаевич Кобахидзе (1953 –2022), доктор филологических наук, профессор, Институт американских исследований Тбилисского государственного университета им. Ивана Джавахишвили, ул. Чавчавадзе, д. 1, 380028 г. Тбилиси, Грузия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена поэме Т.С. Элиота «Четыре квартета» (1943), в ней рассматривается художественная специфика поэмы, ее поэтико-музыкальные осо- бенности, содержащие в себе сложный символический подтекст и целый пласт смыслов. Организующим принципом «Четырех квартетов» обозначается синтез мифа и мелоса. Поэма заключает в себе «заимствованные» у музыки свойства, посредством которых неоформленная в мелодию «музыкальная энергия» (мелос) находит конкретное поэтическое воплощение. Построенная на принципах музыкальной поэтики, поэма Элиота содержит различные художественные образы, которые чередуются и сочетаются по принципу развития музыкальных тем (подобно лейтмотивам у Вагнера) так, что их смысл не остается прежним, а изменяется, развивается. Еще одним из сходств поэмы с музыкальным произведением становится ее вневременной характер: полноценное восприятие музыкальной целостности «Квартетов» достигается после неоднократного прочтения текста, одновременного переживания уже прочитанного и того, что еще предстоит прочесть — и это подобно прослушиванию симфонии, желанию воспринять ее целиком, вне времени. Миф, в отличие от весьма конкретных мифологем «Бесплодной земли», в наполненных «музыкальной» спецификой «Квартетах» не содержит сюжетность даже в зачаточном виде и представлен, скорее, обобщенными, абстрактными идеями и архетипами. В статье анализируются некоторые архетипы и элементарные первосхемы «Квартетов» («круг», «квадрат», «четверица», «пересекающиеся линии» и др.), раскрывается их значение. В статье показывается, что образность «Четырех квартетов» обусловлена и личными впечатлениями Элиота, которые сливаются с множеством «интеллектуальных» ассоциаций и, преломляясь в мифопоэтической структуре поэмы, превращаются в предельно обобщенные, универсальные символы.

Ключевые слова: Т.С. Элиот, «Четыре квартета», миф, мелос, архетипы, музыкальная поэтика, мифопоэтическая структура, «Бесплодная земля».
Для цитирования:

Кобахидзе Т.Д. Миф и мелос в «Четырех квартетах» Т.С. Элиота // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 177–206. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-177-206  

Список литературы:

Аверинцев 1973 — Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1973. № 3. C. 113–143.

Гуревич 1972 — Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

Друскин 1974 — Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. М.; Л.: Сов. композитор, 1974.

Жирмунский 1977 — Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

Каралашвили 1980 — Каралашвили Р. Проблемы Творчества Германа Гессе. Тбилиси: ТГУ, 1980.

Курт 1931 — Курт Э. Основы линеарного конртрапункта. Мелодическая полифония Баха. М.: Музгиз, 1931.

Левая 1988 — Левая Т.Н. Музыкальная проблематика в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век. Проблемы комплексного изучения. М.: Наука, 1988. C. 37–70.

Леви-Стросс 1972 — Леви-Стросс К. Из книги «Мифологичные. I. Сырое и вареное» // Семиотика и искусство метрия / ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. М.: Мир, 1972. С. 25–49.

Лосев 1927 — Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: [б. и.], 1927.

Лосев 1963 — Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Высшая школа, 1963.

Лосев 1969 — Лосев А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1969. Вып. 8. С. 67–196.

Радхакришнан 1956 — Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. Т. 1.

Шахназарова 1975 — Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М.: Сов. композитор, 1975.