Номер журнала:

№11 2021

УДК / UDK: 821.111:791.31
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-11-248-270

Автор: Анцыферова О.Ю.
Об авторе:

Ольга Юрьевна Анцыферова, доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7–9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1219-0134 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье рассматривается история киноотражений (экранизаций, киноадаптаций и пр.) романа Т. Драйзера «Американская трагедия». Ключевым концептом анализа выбран концепт миража (фантазма). Именно недостижимое и малоосознанное желание к миражам богатства и роскоши руководит поведением Клайда Гриффитса в романе, одним из черновых названий которого был «Мираж». Таким же иллюзорным, фантазматическим характером отмечена история попыток экранизации романа при жизни писателя: сценарий Сергея Эйзенштейна, одобренный автором, был отклонен Голливудом, фильм Джозефа фон Штернберга, элиминировавшего социологические мотивы, был в штыки встречен автором, проигравшим судебный процесс. Послевоенная киноадаптация Джорджа Стивенса «Место под солнцем», перенесшая действие романа в более свободное от классовой стратификации начало 1950-х, стала трагической историей о любви и о желании героя раствориться в фантазмах, навязываемых инливидууму обществом через массовую культуру (кино) и рекламу. Именно «Месту под солнцем» суждено было стать культовым фильмом и среди киноинтеллектуалов (Жан-Люк Годар) и среди массового кинозрителя, воплощение которого можно видеть в главном герое романа С. Эриксона «Зеровилль» и одноименного фильма Дж. Франко. История взаимоотношений драйзеровского текста с кинематографом гипостазирует бартовскую «смерть автора»: апроприируя документализированный текст реально-исторического автора, кинематограф с течением времени все в большей степени превращает этот текст в пространство интертекстуальной игры, из которого реальный автор устраняется и становится «миражом», видимым лишь читателям, знакомым с драйзеровским романом.

Ключевые слова: Драйзер, «Американская трагедия», С.М. Эйзенштейн, Дж. Штернберг, Джордж Стивенс, «Место под солнцем», киноадаптации, мираж/фантазм.
Для цитирования:

Анцыферова О.Ю. Киномиражи Теодора Драйзера // Литература двух Америк. 2021. № 11. С. 248–270. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-11-248-270 

Список литературы:

Гиленсон 1974 — Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов ХХ века. М.: Высшая школа, 1974. 263 с.

Драйзер 1955 — Драйзер Т. Собрание сочинений: в 12 т. Москва: Правда, 1955.

Засурский 2009 — Засурский Я.Н. Теодор Драйзер // История литературы США: в 6 т. М.: ИМЛИ РАН, 2009. Т. 5: Литература начала XX в. С. 389 –450.

Клейман 1992 — Клейман Н. Неосуществленные замыслы Эйзенштейна // Искусство кино. 1992. № 6. URL: http://www.screenwriter.ru/cinema/62/ (дата обращения: 12.08.2021).

Уоррен 1988 — Уоррен Р.П. Дань Теодору Драйзеру. К столетию со дня рождения (1971) / пер. с англ. А.В. Ващенко // Как работает поэт: статьи, интервью / сост. и послесл. А.Н. Николюкина, комм. В.М. Толмачева. М.: Радуга, 1988. С. 204 –288.