Номер журнала:

№11 2021

УДК / UDK: 821.111
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-11-155-182

Автор: Боуден М.
Об авторе:

Майкл Боуден, аспирант, Университет Лидса, Вудхаус Лейн, LS2 9JT г. Лидс, Великобритания.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2903-5007

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Избрание Дональда Трампа президентом Соединенных Штатов ознаменовалось ускоренным наступлением эпохи «постправды», когда наглая ложь не только успешно претендовала на статус правды, но и, казалось, самоутверждалась за счет противостояния общеизвестным истинам. Определяющая характеристика политики постправды, квинтэссенцией которой стала скандальная пропаганда Келлиэнн Конуэй «альтернативных фактов», заключалась, пожалуй, в том, что значение имело не столько содержание высказывания, сколько бесстыдство, с каким его озвучивали. Между традиционными понятиями искренности и правды, лежащей, как принято было считать, в основе такой искренности, возник разрыв, поэтому откровенно бесстыдным заявлениям в духе постправды удавалось убедительно доказывать свою искренность. Основной тезис статьи состоит в том, что данная тенденция восходит к преизбытку цинизма в американском постмодернизме, наряду с бесстыдством постправды породившего в культуре потребность в новом понимании искренности. Автор показывает, как творчество Ф.М. Достоевского повлияло на одного из наиболее заметных представителей «новой искренности» — романиста Дэвида Фостера Уоллеса. Учитывая, какую важную роль играет стыд в произведениях Достоевского, написанных после возвращения из сибирской ссылки (особенно важен здесь для нас образ Федора Карамазова), представляется необходимым проследить, как такая расстановка акцентов соотносится с осмыслением этического в трудах Эммануэля Левинаса. Наконец, в статье высказывается предположение, что этика Левинаса, отвергающая тягу философии эпохи Просвещения к обобщениям, могла бы послужить фундаментом для нового типа искренности — сохраняющего представление о морали перед лицом бесстыдства постправды.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Дэвид Фостер Уоллес, Дональд Трамп, бесстыдство, «новая искренность», Эммануэль Левинас, этика.
Для цитирования:

Боуден М. Бесстыдство и новая искренность: Достоевский, Дэвид Фостер Уоллес и Америка Трампа // Литература двух Америк. 2021. № 11. С. 155–182. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-11-155-182 

Список литературы:

Akker, Gibbons, Vermeulen 2017 — Akker, Robin van den, Alison Gibbons, and Timotheus Vermeulen, eds. Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism. London: Roman and Littlefield, 2017.

Alphen, Bal, Smith 2008 — Alphen, Ernst van, Mieke Bal, and Carel Smith, eds. The Rhetoric of Sincerity. Stanford: Stanford University Press, 2008.

Bakhtin 2014 — Bakhtin, Mikhail. Problems of Dostoevsky’s Poetics. Edited and translated by Caryl Emerson. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2014.

Coetzee 2008 — Coetzee, J. M. Diary of a Bad Year. London: Vintage, 2008.

Colton 2016 — Colton, Aaron. “Donald Trump and the ʻNew Sincerityʼ Artists Have

More in Common Than Either Would Like to Admit.” Paste Magazine, August 9, 2016. https://www.pastemagazine.com/politics/donald-trump-and-the-new-sincerity-artists-have-mo/.

Dostoevsky 2004 — Dostoevsky, Fyodor M. The Brothers Karamazov. Translated by Richard Pevear and Larissa Volokhonsky. London: Vintage Books, 2004.

Erdinast-Vulcan 2013 — Erdinast-Vulcan, Daphna. Between Philosophy and Literature: Bakhtin and the Question of the Subject. Stanford: Stanford University Press, 2013.

Ferguson 1997 — Ferguson, Robert A. The American Enlightenment, 1750–1820.

Cambridge, MA: Harvard University Press, 1997.

Gardiner 1997 — Gardiner, Michael. “Alterity and Ethics: A Dialogical Perspective.” Theory, Culture and Society 13, no. 2 (1996): 121–143.

Jacobs 2007 — Jacobs, Timothy. “The Brothers Incandenza: Translating Ideology in Fyodor Dostoevsky’s The Brothers Karamazov and David Foster Wallace’s Infinite Jest.” Texas Studies in Literature and Language 49, no. 3 (2007): 265–292.

Kelly 2010 — Kelly, Adam. “David Foster Wallace and the New Sincerity in American Fiction.” In Consider David Foster Wallace: Critical Essays, edited by David Hering, 131–146. Los Angeles: Sideshow Media Group, 2010.

Kokobobo 2021 — Kokobobo, Ani. “Dostoevsky Warned of the Strain of Nihilism that Infects Donald Trump and His Movement.” The Conversation. January 13, 2021. https://theconversation.com/dostoevsky-warned-of-the-strain-of-nihilism-that-infects-donaldtrump-and-his-movement-152807.

Kokobobo 2016 — Kokobobo, Ani. “How Dostoevsky Predicted Trump’s America.” The Conversation. August 23, 2016. https://theconversation.com/how-dostoevsky-predicted-trumps-america-63799.

Levinas 1969 — Levinas, Emmanuel. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. Translated by Alphonso Lingis. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press, 1969.

Levinas 2016 — Levinas, Emmanuel. Otherwise than Being, or Beyond Essence.

Translated by Alphonso Lingis. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press, 2016. McGowan, Brick 2019 — McGowan, Michael, and Martin Brick, eds. David Foster Wallace and Religion: Essays on Faith and Fiction. New York: Bloomsbury Academic, 2019.

McIntyre 2018 — McIntyre, Lee. Post-Truth. Cambridge: MIT Press, 2018.

Martinsen 2003 — Martinsen, Deborah A. Surprised by Shame: Dostoevsky’s Liars and Narrative Exposure. Columbus: Ohio State University Press, 2003.

Murray 2000 — Murray, Jeffrey W. “Bakhtinian Answerability and Levinasian

Responsibility: Forging a Fuller Dialogical Communicative Ethics.” Southern Journal of Communication 65, no. 2–3 (Winter/Spring 2000): 133–150.

Nealon 1988 — Nealon, Jeffrey T. “The Ethics of Dialogue: Bakhtin and Levinas.” College English 59, no. 2 (February 1997): 129–148.

Patterson 1988 — Patterson, David. “Bakhtin and Levinas: Signification, Responsibility, Spirit.” In Literature and Spirit: Essays on Bakhtin and His Contemporaries, 98–127. Kentucky: University Press of Kentucky, 1988.

Power 1974 — Power, Arthur. Conversations with James Joyce. Edited by Clive Hart. London: Millington, 1974.

Ricoeur 2008 — Ricoeur, Paul. Freud and Philosophy: An Essay on Interpretation. Translated by Denis Savage. Delhi: Motilal Banarsidass, 2008.

Robbins 1999 — Robbins, Jill. Altered Reading: Levinas and Literature. Chicago: University of Chicago Press, 1999.

Schaefer 2021 — Schaefer, Todd M. Presidential Power Meets the Art of the Deal: Applying Neustadt to the Trump Presidency. London: Palgrave Macmillan, 2021.

Trilling 1980 — Trilling, Lionel. Sincerity and Authenticity. London: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

Turner 2015 — Turner, Luke. “Metamodernism: A Brief Introduction.” Notes on Metamodernism. January 12, 2015. http://www.metamodernism.com/2015/01/12/metamodernism-a-brief-introduction 

Wallace 1998 — Wallace, David Foster. “E Unibus Pluram: Television and U.S. Fiction.” In A Supposedly Fun Thing I’ll Never Do Again: Essays and Arguments, 21–82. Boston: Back Bay Books, 1998.

Wallace 2012 — Wallace, David Foster. Infinite Jest. London: Abacus, 2012.

Wallace 2014 — Wallace, David Foster. “Joseph Frank’s Dostoevsky.” In Consider the Lobster, and Other Essays, 255–274. London: Abacus, 2014.

Williams 2015 — Williams, Iain. “(New) Sincerity in David Foster Wallace’s ‘Octet.’” Critique: Studies in Contemporary Fiction 56, no. 3 (2015): 299–314.