Номер журнала:

№3 2017

УДК / UDK: 792.09: 82-21
DOI:

10.22455/2541-7894-2017-3-392-416

Автор: Гудков М.М.
Об авторе:

Максим Михайлович Гудков (старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; аспирант, Российский государственный институт сценических искусств)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена проблемам восприятия советской драматургии в коммерческом театре США 1920–1930-х годов. Автор исследует сценическую судьбу отечественных пьес на Бродвее в рамках политического и культурного советско-американского макроконтекста межвоенного времени. Анализ рецепции ранней советской драматургии бродвейской критикой и зрителем позволяет уточнить картину театральной деятельности за океаном, а также расширить сложившиеся представления о влиянии произведений советских драматургов на американский сценический процесс.

Ключевые слова: американский театр, Бродвей, советская драматургия, «Пурга» Д.А. Щеглова, «Ржавчина» В.М. Киршона и А.В. Успенского, «Рычи, Китай!» С.М. Третьякова, «Квадратура круга» и «Дорога цветов» В.П. Катаева.
Список литературы:

[А.Ф.]. Советская пьеса за рубежом: «Рычи Китай!» в Европе, Америке и Азии // Литература мировой революции. 1932. № 4. С. 127.

Атт П. Советские пьесы «по-американски»: «Рычи, Китай» в Нью-Йорке // Литературная газета. 1930. 29 декабря. № 62. С. 3.

Балашов П. Американская драматургия (О современном кризисе, расовой проблеме и войне) // Иностранная книга. 1934. № 4. С. 36–40.

Венявкин И.Г. «Небогатое оформление»: «Ложь» Александра Афиногенова и сталинская культурная политика 1930-х годов // Новое литературное обозрение. 2011. № 2. С. 134–159.

Гудков М.М. Две пьесы К. Симонова на Бродвее // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 4 (25). С. 130–139.

Гудков М.М. «Машенька» vs. «Профессор»: судьба единственной пьесы А.Н. Афиногенова на Бродвее // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 1 (30). С. 134–137.

Гудков М.М. Первая советская пьеса на американской сцене: «Ржавчина» В. Киршона и А . Успенского (1929/30) // Вопросы театра/PROSCAENIUM. 2017. № 3–4. С. 265–281.

Гудкова В.В. Дети и старики: Антропологическая разметка нового времени // Театр. 2006. № 4. С. 130–138.

Гудкова В.В. Зачем люди читают старые пьесы // Забытые пьесы 1920–1930-х гг. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 5–34.

Гудкова В.В. К истории рецепции советской драматургии в Париже в 1920–1930-е годы («Ржавчина» В. Киршона и А. Успенского на сцене театра «Авеню») //

От текста — к сцене: Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX веков. М.: ОГИ, 2006. С. 149–177.

Дементьева С. Взаимовлияние советской социалистической и демократической прогрессивной культуры США в предвоенные годы // Взаимодействие культур СССР и США XVIII–XX в. М.: Наука, 1987. С. 37–44.

Катаев В.П. Дорога цветов (комедия в четырех действиях) // Катаев В.П. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9. М.: Художественная литература, 1986. С. 247–318.

Кэрклэнд Л. «Процветание» кончилось… (Театры Нью-Йорка) // Интернациональный театр. 1932. № 3. С. 25–26.

Марков П.А. Две «Пурги» // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 3. Дневник театрального критика. 1920–1929. М.: Искусство, 1976. С. 457–459.

Млечин Л.М. Министры иностранных дел. 1917–1949. СПб.: Амфора, 2016.

Некрасов А.А. Становление и этапы развития западной советологии. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2000.

Оружейников Н. Образ большевика на театре // Театр и драматургия. 1933. № 6. С. 11–13.

Скорино Л. Валентин Петрович Катаев (Критико-биографический очерк) // Катаев В.П. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1956. С. 5–59.

Смирнов Б.А. Театр США ХХ века. Л.: ЛГИТМиК, 1976.

Советская художественная литература за рубежом (Библиографический обзор) / Сост. Н.И. Пожарский // Иностранная книга. 1935. № 2. С. 65–73; № 3. С. 56–66.

Советские пьесы за рубежом // Иностранная книга. 1934. № 6. С. 64.

Третьяков С.М. Слышишь, Москва?! М.: Искусство, 1966.

Черкасский С.Д. Мастерство актера: Станиславский—Болеславский—Страсберг: История. Теория. Практика. СПб.: РГИСИ, 2016.

Щеглов Д.А. Набат (Драма в четырех действиях) // Современная драматургия (Альманах). 1958. Кн. 4. С. 3–78.

Щеглов Д.А. Пурга (драма) // Щеглов Д.А. Драмы. М.: Советский писатель, 1958. С. 3–66.

“[Advertisement].” New Masses V: 9 (Feb. 1930): 15.

“The Armoured Train.” Theatre Arts Monthly. (May 1930): 441–442.

Atkinson B. “On the Soviet Steppes: ‘The First Law’.” New York Times (7 May, 1929): 27.

Atkinson B. “‘Squaring the Circle’.” New York Times (4 Oct. 1935): 24.

Bigsby C.W.E. A Critical Introduction to Twentieth-Century American Drama. Vol. I: 1900–1940. New York: Cambridge University Press, 1983.

Bordman G. American Theatre: A Chronicle of Comedy and Drama, 1930–1969. New York; Oxford: Oxford University Press, 1996.

Brown J.M. “A Drama of Soviet Russia.” New York Evening Post (14 Dec. 1929): M9.

Вrown J.M. “’Red Rust’ Presented by the Theatre Guild Studio.” New York Evening Post (18 Dec. 1929): 14.

Clurman H. The Fervent Years: The Group Theatre and the Thirties. New York: Da Capo Press, 1983.

Dana H.W.L. “Plays from Russia.” Theatre Arts Monthly (Jan. 1935): 79–80.

Dmitri Ostrov. Internet Broadway Database. Online at https://www.ibdb.com/broadway-cast-staff/dmitri-ostrov-9769

Gassner J. “Introduction: European Drama in the American Theatre.” Twenty Best European Plays on the American Stage. New York: Crown Publ., 1957: 7–26.

Hickerson H. “Theatre.” New Masses V: 9 (Feb. 1930): 15.

Hirsch F. A Method to Their Madness: The History of the Actors Studio. New York: Da Capo Press, 2001.

Hohman V.J. Russian Culture and Theatrical Performance in America, 1891–1933. New York: Palgrave Macmillan, 2011.

Hutchens J. “The World of Things Overdone (Broadway in Review).” Theatre Arts Monthly (Jan. 1930): 107.

Kirchon V., Ouspensky A. Red Rust. New York: Brentano’s Publ., 1930.

The Path of Flowers. Internet Broadway Database. Online at https://www.ibdb.com/broadway-show/the-path-of-flowers-6983

Pollock A. “The Theatre.” Brooklyn Daily Eagle (7 May 1929): A14.

Recruits. Internet Broadway Database. Online at https://www.ibdb.com/broadwayproduction/recruits-9736

“‘Red Rust’ Is Given by Theatre Guild.” New York Times (18 Dec. 1929): 31. Sievers W.D. The Group Theatre of New York City, 1931–1941. Dissertation… for the degree of Master of Arts. Leland Stanford Junior University. 1944.

Six Soviet Plays, ed. by E. Lyons. New York: Houghton Mifflin, 1934.

Smith W. Real Life Drama: The Group Theatre and America, 1931–1940. New York: Alfred A. Knopf, 1990.

Squaring the Circle. Internet Broadway Database. Online at https://www.ibdb.com/broadway-production/squaring-the-circle-11996

Tretiakov S. Roar China. New York: International Publ., [1933].

Waldau R.S. Vintage Years of the Theatre Guild (1928–1939). London; Cleveland: Case Western Reserve University, 1972.